Константин Маковский ~ Перед венцом

Константин Егорович Маковский, Перед венцом («Наряд русской невесты»)

Маковский написал два варианта картины «Под венец» в 1884 и в 1890 году

Первая версия выставлена ​​в Серпуховском художественно-историческом музее, ее размер: 136х183 см
Второй вариант картины находится в музее Legion of Honor Museum в Сан-Франциско, ее размер: 279.4x373.4 см

На полотне «Под венец» мы видим предсвадебные сборы невесты. Девушка вместе с близкими находится на верхнем этаже палат терема. В этих покоях жили женщины и дети обоих полов до семи лет. Невеста плачет, так как в свою семью она никогда не вернется. Женщина расчесывает ей косу, что символизирует прощание с девичеством. В Древней Руси одну косу носили девушки, а замужние женщины заплетали две косы и обязательно закрывали волосы платком или головным убором. У ног главной героини находится девушка, которая смотрит ей в глаза. Переплетенные руки женщин — это символ девичества и замужества. На картине женщины одеты в кокошники и роскошные наряды. Боярские костюмы отличались пышностью. Их украшали бисером, вышивкой, жемчугом, золотыми нитями. В дверях мы видим мужчину с белым полотенцем. Это представитель жениха, которого называли дружка. Он принес сундук с его подарками, который должен оберегать влюбленных от сглаза и порчи.

При описании данной картины Константина Маковского обращают внимание на богато декорированные палаты деревянного терема XVI–XVII века, на украшенные роскошной вышивкой боярские наряды. Такие детали исторической обстановки, как ковер на полу и занавеска, добавлены художником в соответствии с бытовыми реалиями, привычными публике XIX столетия, ибо «допетровский быт еще не знал ни напольного ковра, ни оконных занавесок».

Предыстория: невесту зовут Мария Ильинична Милославская (1624-1669 г.г.). Она собирается выйти замуж за 18-летнего царя Алексея I. В образе невесты в этой картине Маковскому позировала его вторая жена (но нет уверенности в данной информации).