Константин Маковский ~ Поцелуйный обряд

Константин Маковский, Поцелуйный обряд, 1895 год

холст, масло, 330x500 см

Это большое многофигурное полотно относится к так называемому боярскому циклу, в котором Константин Маковский воскрешает боярскую Русь ХVII века, обращая главное внимание на обрядовую сторону быта того времени. Картина сюжетно связана с романом Алексея Толстого «Князь Серебряный». Художника привлекла сцена ревности старого боярина, который зорко следит за обрядом угощения молодого гостя в ожидании — не выдаст ли молодая красавица жена как-нибудь, кому она недавно у изгороди ночью, признаваясь в любви, сказала: «Люблю тебя больше жизни, больше солнца красного». Сюжет послужил поводом для демонстрации виртуозного мастерства художника в передаче фактуры и цвета предметов богатства и красоты старинного русского быта. Полотно впервые экспонировалось на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а затем в 1897 году в Петербурге на персональной выставке художника, после чего оно поступило в Русский музей.

В XVI веке и ранее в России женщины из зажиточных семей жили достаточно закрыто, общаясь только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам. По улицам перемещались в закрытых экипажах. Для русской знатной женщины данный обряд был практически единственной возможностью побывать на пиру. В 16 веке и ранее женщины Руси вели затворнический образ жизни, почти все время они проводили только на женской половине дома, в тереме. Там они занимались рукоделием и ведением домашнего хозяйства. По праздникам женщины ездили в церковь, но по улицам им можно было передвигаться только в закрытых возках. Поцелуйный обряд появился в России не ранее XVII века. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку.

Поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей. Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, составил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей. Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви. Муж одному из гостей, или своему благодетелю позволял разговаривать с женой в своё отсутствие.

Поцелуйный обряд проводился только по требованию хозяина дома и, как правило, завершал собой пир. Он выполнялся только для самых важных и дорогих гостей. Хозяин дома мог в это время похвастаться красотой своей жены. Во время обряда хозяйка обязательно кланялась в пояс гостю, а гость отвечал ей поклоном до земли. Церемония всегда шла неспешно и степенно. Сразу после завершения обряда женщины уходили на свою половину дома.

«Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века», Константин Маковский, 1868 г.