«Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века». Маковский написал картину в 1868 году и тогда же представил ее в Императорской Академии художеств Петербурга. Ее размеры составляют 93×109,5 см. На аукционе Sotheby`s в 2007 году картину оценили примерно в 500-700 тысяч фунтов стерлингов, однако с молотка она ушла со значительным превышением указанной суммы - за 1,8 млн фунтов (4,2 млн долларов).
В тройку самых дорогих работ Константина Маковского входит живопись, проданная Sotheby's за пределами России. Третий по стоимости результат показал нью-йоркский филиал аукционного дома - картина «Суд Париса» (1889, холст, масло) нашла покупателя за $1 162 730 весной 2005 года. Двумя годами позже, в 2007-м, холст «Из повседневной жизни русского боярина конца XVII века» (1868, холст, масло), был продан на Sotheby's в Лондоне за $ 4 217 184. Самая дорогая работа художника, «Игра в жмурки» (холст, масло), ушла с торгов в том же лондонском офисе в ноябре 2018 года за $ 5 459 575.
Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году. Вся его семья занималась живописью: отец основал натурный класс, переросший в Московское училище живописи, братья и сестра также посвятили себя этому ремеслу. Постоянное нахождение в кругу художников не могло не повлиять на юного Константина. В 12 лет он поступил в училище к отцу, зарекомендовав себя за годы учебы талантливым живописцем, а в 19 перед ним распахнула двери Императорская Академия художеств. Однако диплома юноша так и не получил, поскольку не захотел писать заданную картину на мифологическую тему. Хотя Маковскому не удалось закончить академию, это не помешало ему иметь отличные заказы. Он виртуозно выполнял портреты и вскоре начал получать заказы от высокопоставленных лиц. Благодаря этому Маковский вошел в историю как один из самых высокооплачиваемых художников своей эпохи, художник высоких гонораров. Мастер был склонен к идеализации, что не могло не нравиться знатным особам. Портреты получались удивительно красивыми и изящными, что и объясняет высокий спрос на них. Живописца также прославили его картины на историческую тему.
Критики обвиняли Маковского в том, что его портреты были слишком поверхностны и идеализировали реальность. Идеализация действительно характерна для многих его работ, особенно портретов. Однако именитые заказчики нисколько не возражали видеть себя в таком живописном исполнении, и заказы текли рекой. Портреты получались невероятно красивыми за счет изображения пышных деталей, изобилия драгоценностей, плавных форм, черт и их идеализации. Картины так нравились заказчикам, что они охотно выкладывали за них круглые суммы, хотя известный меценат Павел Третьяков считал цены завышенными. Для примера скажем, что Маковский согласился написать заказчику картину «Славянские композиторы» за 25 тысяч рублей, а Репин в итоге написал ее за полторы тысячи. Высокие цены на картины привели к тому, что Маковский жил в такой роскоши, которая была неслыханной для обычного художника. Любопытен один прием, к которому нередко прибегал художник. Стремительный по натуре художник порой завершал картину в первый же сеанс позирования модели. Но чтобы высокопоставленный гость думал, что над его картиной трудились день и ночь, Маковский не сообщал о готовности работы и передавал клиенту холст лишь через месяц после позирования.
Исторический цикл работ. Хотя изначально Маковский входил в товарищество передвижников и создал несколько картин на тему народного быта («Дети, бегущие от грозы», «Селедочница»), свое призвание он нашел в работе с картинами на историческую тему. После нескольких поездок за границу его полотна приобрели яркость, богатый колорит и отличались сложной композицией. Примеры картин этого цикла: «Поцелуйный обряд», «Боярский свадебный пир в XVII веке», «Одевание невесты к венцу». Картины этого цикла поражали зрителей великолепным убранством, изобилием роскошных предметов, ярким колоритом и нежностью форм. Они шли нарасхват на Западе, а в России пользовались спросом аристократии. Александр II даже говорил в адрес Маковского «мой живописец».
Я заглядываюсь я на исторический цикл Маковского очень давно, а также хотелось вышить что-то типа Милого гостя издалека, но не Гостя, а что-то похожее. Так вот картина «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века», написанная художником в 1868 году, действительно очень похожа. Раздумья мои, чью разработку брать, Белого Кролика или 7 Слоников, решил Алексей, который недавно выбрал именно этот сюжет (звезды сошлись во второй раз) в качестве подарочной схемы, за что ему огромная благодарность. У меня уже вышивается одна картина от 7 Слоников, и я пока вполне довольна качеством разработки схемы. Так что, заказываю страмин и будет это мой еще один процесс.
Милый гость издалека, Оскар Фрейвирт-Лютцов
Россия, Эрмитаж
Сравним?