Эдвард Коули Бёрн-Джонс ~ Уильям Моррис

Эдвард Коули Берн-Джонс, Сердце Розы, 1901 год, гобелен (шпалера)

Поклонение Волхвов, 1890 год, шерсть, размер 2,55×3,79 см
Автор оригинала: Эдвард Коули Берн-Джонс.

Самый известный из всех гобеленов Morris & Co - Star of Bethlehem tapestry.

В Англии, в 1860-х годах возникла фирма William Morris & Co под руководством Уильяма Морриса, которая провозгласила своей миссией возврат к ценностям и эстетике средневекового ремесла и сознательный отказ от бездушной механистичности промышленной революции. Фирма Морриса вытускала шпалеры по картонам английского художника-прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, переработав традиции позднеготических ковров-мильфлеров, сохраняя плоскостность композиции и тонкую декоративность деталей и контуров.

Единственная в России шпалера мастерской Морриса Поклонение волхвов хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Она была приобретена русским коллекционером Сергеем Щукиным в 1902 году, до 1917 года она находилась в зале Гогена в его доме в Москве.

 

Акварельный эскиз был создан Берн-Джонсом в 1887 году, в котором мы видим, характерное для прерафаэлитов, подражание итальянским мастерам XIV-XV веков. На этот новозаветный сюжет в Мертоновском аббатстве в графстве Серрей, где располагались мастерские фирмы, в 1890-1907 годах было выткано десять шпалер, различающихся орнаментальным решением.

Из десяти, выполненных Morris & Co, версий гобелена одна находится в часовне Итонского колледжа (частной британской школы для мальчиков рядом с Виндзором), одна в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, одна - в Художественной галерее Южной Австралии, одна - в Манчестерском столичном университете и одна - в церкви St Andrew's Church, Roker в Сандерленде. Оригинал же висит в часовне Эксетерского колледжа (Exeter College Chapel).

The «Adoration» designed by sir E. Burne-Jones and executed by Morris and Company at Merton Abbey in Surrey England.

Все гобелены по этому эскизу отличаются в деталях, к примеру, можно обратить внимание на надпись на орнаментальном крае образца, хранящегося в Эрмитаже (на оригинале надписи не было).

Анемоны - символ страдания. Христианский символ страдания: красное пятнышко на цветке олицетворяет кровь Христа, а тройной лист - Троицу.
Календула - противоядие. ярко-желтыми, золотыми и оранжевыми цветами... христиане называли календулу «Золото Марии» от английского названия растения (marigold).
Тюльпаны - быстро созревающие и отцветающие цветки символизируют бренность бытия.
Нарцисс символизирует возрождение. В христианстве нарцисс олицетворяет победу Христа над смертью и является любимым пасхальным цветком во многих странах.
В христианстве фиалка олицетворяла главную добродетель верующего — смирение. «Кроткой фиалкой» или «фиалкой смирения» иногда именовали Деву Марию.
Белая лилия, как символ чистоты и непорочности, является цветком Девы Марии. В Благовещение Архангел Гавриил является Деве Марии с цветком белой лилии в руках.
Гвоздика - символа мученичества и крови Христа.
Ирис возвышается над всеми цветами райского сада, как Дева Мария - над всеми смертными.

Для христиан красная роза и её шипы — символ Страстей Господних. В христианстве роза – символ Христа и девы Марии. Розовый куст изображен с особым старанием. Топор у ног Иосифа указывает на его профессию. Иосиф имел скромный достаток и работал простым плотником.

Корона, как предсказание вознесения и коронации Девы Марии.

Каспар предстаёт в одеянии с арабским орнаментом, Мельхиор в европейских рыцарских доспехах, Бальтазар в африканском одеянии, напоминающем египетское.

Оригинал (первый экземпляр) в часовне Эксетерского колледжа, Оксфорд, Англия.

Самая большая акварель XIX века была выполнена Эдвардом Бёрн-Джонсом на заказ для нового музея и художественной галереи Birmingham Museum & Art Gallery, города Бирмингема. Размер: 2,60 cм×3,90 cм. Акварель завершена в 1890 году и впервые выставлена в 1891 году.

По эскизу Бёрн-Джонса был выполнен картон в натуральную величину. Моррис и его помощник Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и декорировали фон, после чего к работе в Мертонском аббатстве приступили три ткача. В 1890 году шпалера была закончена и прежде чем она была передана Эксетерскому колледжу, её представили публике в лондонском выставочном зале на Пасху.

Эдвард Коули Берн-Джонс. Ангел, играющий на флейте.

Эдвард Коули Берн-Джонс, Музицирующие Ангелы
гобелен, 1894 год