Астрологи, мистики и медики древности очень серьезно изучали растения и минералы, а также их влияние на человека и окружающий мир. Совокупный опыт, собранный за многие столетия лег в основу большинства алхимических очерков о мистических, энергетических и целебных свойствах минералов, трав, цветов, кореньев и эфирных масел. С древне-греческого языка φαρμακον переводится как лекарство, яд, а ποιη - делаю, изготовляю. В своей лечебной практике Гиппократ использовал свыше 200 лекарственных растений и применял их без переработки. Гиппократ считал, что лекарственные вещества содержатся в природе в оптимальном виде и что лекарственные растения в необработанном виде или в виде соков оказывают лучшее действие на человеческий организм.
«Знающий симпатию и антипатию вещей - мудрец и маг; он может творить чудеса непостижимые для других».
Santanelli «Philosophiе secrete»
Другим выдающимся деятелем является знаменитый врач грек Диоскорид, живший в I веке н. э. Будучи врачом при римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона, Диоскорида считают отцом европейской фармакогнозии. В своем классическом труде «Materia medica» («Лекарственные вещества») он обобщил все, что было известно в его время о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Наибольшее внимание он уделял растительным лекарственным средствам, он описал свыше 600 видов лекарственных растений, снабдив описания рисунками растений и указав их применение. Диоскорид использовал опыт египетской, а следовательно, ассирийской, вавилонской и шумерийской медицины. Книга была переведена на латинский язык и являлась авторитетным руководством в Европе до XVI века.
В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой. В народной медицине римлян, судя по описаниям римских писателей и ученых Катона старшего (III - II века до н. э.) и Плиния старшего (I век н. э.), также широко использовались дикорастущие, а позднее и сельскохозяйственные растения. Плиний старший в своем сочинении «Естественная история» описал около 1000 видов растений, главным образом лекарственных. Большое значение древние римляне придавали капусте разных сортов. В сыром виде ей приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать фистулу и глухоту. Диоскорид утверждал, что легко сваренная капуста вызывает послабление, а долго варенная - запор.
В древнеримской медицине выделился как крупнейший врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (130 - 200 гг. н. э.). Автор многих сочинений по медицине и фармации, он описывает 304 лекарственных средства растительного, 80 животного и 60 - минерального происхождения. Гален отверг взгляды Гиппократа на растения и указал, что в растительном сырье наряду с полезными веществами содержатся ненужные, а порою и вредные. Он старался извлечь из растений полезные вещества, используя их в виде таких лекарственных форм, как настои, отвары, настойки. Его методы широко вошли во врачебную практику. Гален подобно Диоскориду был авторитетом в медицине почти до XIX века. Так называемые галеновые препараты носят его имя и в настоящее время.
В IX веке в Италии в Салерно возникла медицинская школа - наследница античной медицины, просуществовавшая до середины XIX века. В XII веке Салернская школа сделалась знаменитым центром научной медицинской мысли всей Европы. Влияние Салернской школы на медицину средних веков было весьма значительным. Преподавателем школы Арнольдом из Виллановы был написан известный труд «Салернский кодекс здоровья» в 102 стихах, в которых упоминаются о лечебном применении 54 растений. Непосредственным поэтическим предшественником «Салернского кодекса здоровья» была медико-ботаническая поэма «О свойствах трав», дошедшая до нас под псевдонимом «Macer Floridis», состоящая из 77 глав о 77 лекарственных растениях. Гигиенические, диетические рекомендации «Кодекса», а также данные в ней характеристики лечебных свойств растений во многом соответствуют современным научным представлениям.
Наряду с применением растений народами Древнего Востока лечение растениями широко применялось и в странах Восточной Азии: в Китае, Индии, Японии, Корее и др. Достаточно полные данные по истории фитотерапии сохранились в одной из древнейших стран - в Китае. Представители народной медицины Китая применяли главным образом лекарственные растительные средства. История китайской медицины, судя по документальным данным, имеет 4000-летнюю давность, но фактически она возникла значительно раньше. Возникновение медицинской науки в Китае относят к 3216 г. до н. э., когда легендарный император Шень-Нун закончил свою работу по медицине. Основные лекарственные вещества в этом труде были растительного происхождения и он был назван «Бэн-Цао», что означает в переводе на русский язык - травник. Все последующие книги о лекарственных растениях в Китае также назывались травниками.
Старинные, средневековые и современные книги по травам (травники) – это книги, включающие перечень лекарственных растений, их описание и применение. С самых давних времен люди использовали растения для лечения различных заболеваний. Изучением свойств растений всегда занимались врачи, астрологи и маги. Поэтому в книгах-травниках описываются лечебные, астрологические и магические свойства растений. До наших дней сохранилась информация о древних, средневековых и более поздних книгах-травниках и их авторах. Современные травники во многом опираются на древние и средневековые источники по травам. Первые переводы древних травников Диоскорида, Галена и Апулея на европейские языки (итальянский, французский, английский, немецкий) появились в IX и X веках. Средневековые европейские травники впервые появились в XV-XVI веках. Информация в них была в основном заимствована из более древних античных или арабских источников. В средние века кроме известных «травников» издавалось множество малоизвестных «лечебников», содержащих сведения о лекарственных растениях и их использовании. Множество новых травников были копиями известных средневековых книг.
Перечень самых известных авторов старинных книг-травников:
Шень-Нун (3216 г. до н.э.) – китайский император, собрал все имеющиеся в то время сведения о лечебных растениях и составил книгу «Бен-Цао» («Книга о травах»). В этой книге он обобщил опыт применения лекарственных растений в Китае. Эта книга считается первоисточником восточных сочинений по медицине.
«Папирус Эберса» (около 1570 г. до н.э.) – древнеегипетский травник. Содержит описание многих растений и их лечебное применение при разных заболеваниях.
Диоклей (IV в. до н. э.) – труды о лечебных растениях.
Кратеус (I в. до н. э.) – труды о лечебных растениях.
Авл Корнелий Цельс (конец I века до н. э. – начало I века н. э.) – написал 8 томов о медицине, в которых обобщил все знания о медицине своего времени. Описал лекарственные растения и способы их применения при лечении заболеваний.
Педаний Диоскорид (1 век н.э.) – древнеримский врач греческого происхождения. Занимался изучением лекарственных растений. Написал сочинение из 5 томов «Materia medica» («О лекарственных средствах»). Он описал около 800 лекарственных растений и как они действуют.
Кай Плиний Старший (23 - 79 гг. н. э.). В своем труде «Естественная история», состоящем из 37 книг, он собрал более 2000 работ разных авторов. Описал растения и дал рекомендации об их лекарственном применении.
Ларг Скрибоний (первая половина 1 века н.э.) – древнеримский врач, занимающийся астрологией. Написал лечебник (сборник рецептов трав), составленный по зодиакальному принципу. Известен удачным гороскопом, сделанным императору Тиберию.
Клавдий Гален (129 - 201 н.э.) – древнеримский врач и фармацевт. Переработал сочинения предшественников и создал новое учение об активных веществах в лекарственных растениях. Предложил извлекать активные вещества из растений путем приготовления настоев, отваров, настоек и экстрактов. Рекомендовал смешивать разные вещества, чтобы усилить их действие. Написал около 200 трудов по медицине, из них – два травника, которые переводились на многие языки. Его идеи и сейчас не потеряли своего практического значения. До сих пор отвары, настои, настойки и экстракты называют галеновыми препаратами.
Апулей (1У век н. э.) – составил самый известный в то время древнеримский (латинский) травник.
Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э.) – известный древнегреческий врач. В своей врачебной деятельности использовал препараты из лекарственных растений. Первое собрание сочинений по медицине, которые приписывались Гиппократу, появились в III веке до нашей эры. Предположительно, это собрание работ разных авторов – последователей Гиппократа. По этим работам можно судить о медицинских знаниях того времени. Считается, что Гиппократ описал 236 видов лечебных растений. Ему приписывается известное высказывание, что болезни происходят от недостатка или избытка в организме того или иного элемента.
Авиценна (Ибн Сина) (980 - 1037 гг.) – ученый, философ и врач, выдающийся представитель арабской медицинской школы. Написал «Канон врачебной науки» в пяти томах, который в средние века был настольной книгой для врачей. И сейчас «Канон врачебной науки» имеет огромную ценность. В своем труде Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений.
Хнльдегард фон Бинген (XII в.) – сочинение «Физика».
Альберт Великий (XIII в.) – сочинение «Естественная история».
Томас де Кантипрато (ХУ в.) – написал «Книгу природы».
Парацельс (1493 - 1541) – выдающийся врач. Создал учение, согласно которому каждая трава по окраске и внешнему виду имеет указание о своем лечебном назначении. Например, желтый цвет растений говорит об их эффективности при лечении заболеваний печени и желчного пузыря, а форма листьев, внешне похожих на внутренние органы человека, указывает на их способность лечить болезни этих органов.
Леонарт Фукс (1501 - 1566) – профессор медицины. В 1542 году вышел его труд по лекарственным растениям.
Иероним Бок (1498 - 1554) – теолог, опубликовал травник в 1539 году.
Петрус Андреас Маттиолус (1500 - 1577) – врач. Опубликовал травник в 1554 году.
Отто Брунфельс (1488 - 1534) – опубликовал травник.
Адам Лоницер (1528 - 1586) – опубликовал травник.
Якоб Теодор Табернемонтанус (1520-1590) – издал травник в 1613 году.
Ли Ши Чжень (1522 - 1596) – ученый-фармаколог. Опубликовал 52 тома «Бэн-цао-ган-му» («Основы фармакогнозии»), в которых дал характеристику 900 видам целебных растений. Указал способы и время сбора лечебных трав, методы приготовления и дозы употребления.
Николас Кальперер (1616 - 1654) – английский медик-астролог, знаток траволечения. Разработал принципы астрологического траволечения. Систематизировал травы по знакам Зодиака и планетам. Его системой пользуются до сих пор. При лечении назначал травы, относящиеся к планетам-антагонистам планет, ответственных за данное заболевание. Например, назначал травы Солнца при болезнях Сатурна и Марса.
Поль Седир «Магические растения» 1655 г. (русский перевод 1909 г.)
Себастьян Кнайпп (1821 - 1897) – в своих трудах переработал уже известные знания по травам и добавил собственный опыт. Лечил настоями и соками трав.
Кюнцле (1857 - 1945) – автор популярной книги по травам «Chrut und Unchrat», вышедшей в 1911 году.
«Изборник Святослава» (1073 г.) – древнерусский источник, включающий в себя описание лекарственных растений и рекомендации по их применению.
Травники «Аристотелевы врата» – XV век. Включали в себя перечень лекарственных растений и способы их применения.
Н. Любчанин (? - 1548 гг.) – перевел на русский язык немецкий травник 1534 г. Пропагандировал астрологию.
«Вертограды» (ХУ - XVII вв.) – распространенные старорусские лечебники-травники, включающие описания растений и лекарственных препаратов из них. Являлись переводами европейских травников.
«Лечебник Строгановских лекарств» – травник, перевод с греческого языка (перевел врач Кайбышев, служивший на солеварне у Строгановых).
Н.Сахаров (1841 г.) – «Сказания русского народа». Сочинение включает раздел об употреблении трав.
Н. М. Амбодик-Максимович (18 - 19 вв.) – опубликовал многотомный труд «Врачебное веществословие», в котором описал и зарисовал многие лекарственные растения.
А. П. Нелюбин (18 - 19 вв.) – профессор Медико-хирургической академии, издал «Фармакографию» в 2 томах.
«Cовременная медицина, во-первых - не исчерпывает своего назначения, не представляя полного развития врачебной науки. Во-вторых - взгляд ее ошибочен в своем основании. Не допуская существования сверхчувственного мира, она видит первоначальную причину всех недугов в неисправности функций физического тела. Между тем всякий изучающий оккультизм знает, что все в физическом мире формируется по астральным клише и, следовательно, при желании изменить что-либо в физическом теле, надо сначала видоизменить его форму. Желая вылечить болезнь, врач должен констатировать: в чем заключалось нарушение равновесия присущего каждому человеку особого состава астрального тела и принять меры к его восстановлению».
Paul Sedir «Les Plantes magiques»